3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1.Образовательный
процесс в Учреждении ориентирован на:
-      
развитие
мотивации личности ко всестороннему удовлетворению физкультурно –
оздоровительных и спортивных потребностей, здоровому образу жизни, реализацию
дополнительных программ  и услуг по
физическому воспитанию;
-       способствование
к самосовершенствованию, познанию и творчеству, развитию физических,
интеллектуальных и нравственных способностей;
-       способствование
профессиональному самоопределению учащихся и адаптации к жизни в обществе;
-       создание
благоприятных условий для формирования общей культуры личности занимающихся на
основе усвоения обязательного минимума содержания программы;
-       достижение
максимальных спортивных успехов  в
выбранной специализации сообразно способностям занимающихся.
Образовательные
программы реализуются исходя из функций и задач, этапа подготовки, спортивного
стажа и уровня подготовленности занимающихся.
3.2.Система
многолетней спортивной подготовки.
3.2.1.Учреждение
организует образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с
научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей
преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов
всех возрастных групп.
3.2.2.Организационная структура
многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки,
в соответствии с таблицей № 1.
3.2.3.Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки Учреждение использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
-       анализ
физического развития и освоения спортивных навыков занимающимися;
-       сдачу
контрольных нормативов с целью комплектования объединений (секций);
-       просмотр и отбор
перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
3.3.Основные характеристики
организации процесса спортивной подготовки:
В
Учреждении развиваются  виды спорта,
включенные в государственную программу 
физического воспитания населения. Учреждение организует работу с
постоянным составом занимающихся в течение года. В каникулярное время может
функционировать спортивно – оздоровительный лагерь.
3.4.Основные формы учебно – тренировочного процесса:
-      
групповые учебно – тренировочные и теоретические
занятия;
-      
работа по индивидуальным планам подготовки (на
учебно – тренировочном  этапе, 4-й  год обучения, на этапах спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства);
-      
осуществление профилактических, оздоровительных и
восстановительных (реабилитационных) 
мероприятий;
-      
тестирование;
-      
прохождение углублённого медосмотра;
-      
участие в соревнованиях различного масштаба,
турнирах, матчевых встречах;
-      
учебно – тренировочные сборы с выездом и на месте (в
условиях спортивно – оздоровительного лагеря и перед вышестоящими по рангу
соревнованиями);
-      
инструкторская и судейская практика;
-      
организация учебно - тренировочных занятий в
условиях спортивно – оздоровительных лагерей в каникулярное время;
-      
ведение методической работы, направленной на
совершенствование физкультурно-массовой работы, оказание практической помощи
общеобразовательным школам и детским дошкольным учреждениям.
3.5.Обучение и воспитание в
Учреждении ведутся на русском языке.
3.6.Условия зачисления в Учреждение, комплектование
учебных групп и порядок перевода на каждый последующий год обучения.
3.6.1.Занятия в Учреждении проводятся по
образовательной программе, разрабатываемой и утверждаемой  Учреждением на основе примерных программ по
видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере физической
культуры и спорта и (или) образовательных программ, рекомендованных Федеральным
органом управления в сфере образования, а также 
авторским программам по виду спорта, утвержденным педагогическим советом
Учреждения.
3.6.2.Минимальный возраст зачисления
детей в спортивную школу по видам спорта определяется в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими требованиями 
к учреждениям дополнительного образования детей, утвержденными
постановлением Главного государственного 
санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 № 27.
3.6.3.В зависимости от вида спорта
минимальный возраст составляет 6-12  лет.
При соблюдении организационно – методических и медицинских требований Учреждение
может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с детей
четырехлетнего возраста).
Условиями данного набора являются:
-       наличие
письменного заявления одного из родителей 
(законного представителя) ребенка;
-       наличие
образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания
детей раннего возраста;
-       сохранение Учреждением
набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне,
рекомендованном  образовательной
программой;
-       наличие у
тренера – преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста,
квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.
3.7.Максимальный возраст занимающихся -
до 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год). Возраст спортсмена не
ограничивается, если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу
спортивного совершенствования или высшего спортивного мастерства.
3.8.Порядок зачисления занимающихся в
группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется
непосредственно Учреждением и оформляется приказом директора Учреждения. 
3.9.Зачисление в Учреждение
осуществляется на основании заявления от родителей установленного образца и
медицинской справки о допуске к занятиям спортом.
3.10.Спортивно-оздоровительные группы и группы
начальной подготовки 1-го года обучения формируются
из всех желающих заниматься спортом и не имеющих медицинских противопоказаний,
а также из занимающихся, не имеющих по каким либо причинам возможности
продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься
избранным видом спорта.
3.11.На этап начальной подготовки 2-го года обучения
зачисляются учащиеся установленного для
вида спорта минимального возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, по
результатам сдачи контрольных нормативов. 
3.12.На учебно – тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе
только здоровые и практически здоровые дети и подростки,  прошедшие необходимую подготовку на этапе
начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими
контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке,
установленных образовательными программами. 
При приёме в Учреждение на учебно–тренировочный этап  и
переводе на последующие годы обучения учитывается выполнение как контрольных
тестов, так и выполнение  определённого
спортивного разряда.
3.13.На этап спортивного
совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) норматив
спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по
командным  игровым видам спорта – не ниже
первого спортивного разряда. Перевод по
годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики
прироста спортивных показателей.
3.14.На этап высшего спортивного
мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или
резервный состав сборной команды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и
показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера  спорта России), а в командных игровых видах
спорта – на уровне разряда кандидата в мастера спорта.
3.15.Возраст занимающегося на этом этапе
может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за команду данного
Учреждения на условиях письменного договора.
3.16.При формировании групп спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства списки занимающихся
спортсменов согласовываются с Комитетом по физической культуре и спорту Администрации
города Нягани.  
3.17.Занимающиеся Учреждения,
направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского
резерва, школы высшего спортивного мастерства, команды мастеров по игровым
видам спорта, по договору между данными организациями и Учреждением могут
выступать за его команду в течение оговоренного срока. Учреждение в течение
указанного срока сохраняет за тренерами – преподавателями, руководящими
работниками и специалистами ранее установленные надбавки (доплаты) за
подготовку данных спортсменов. 
3.18.Перевод занимающихся
по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется по
итогам сдачи контрольно-переводных экзаменов и при условии положительной
динамики прироста спортивных показателей.
3.19.Перспективные учащиеся по решению
тренерского совета и при выполнении контрольных нормативов могут быть
переведены либо зачислены на учебно-тренировочный этап после годичной
подготовки.
3.20.Дети и
подростки, не прошедшие  конкурсный
отбор, могут продолжать занятия в спортивно–оздоровительных группах и группах
начальной подготовки  до 18-летнего
возраста.
3.21.Выпускниками Учреждения считаются
учащиеся, закончившие учебно-тренировочный этап обучения и выполнившие
требования учебной программы.
3.22.Порядок присвоения спортивных
разрядов и званий. 
3.22.1.Спортивные разряды и звания
присваиваются на основании «Единой всероссийской спортивной классификации» и в
соответствии с результатами 
соревнований.
3.22.2.С 3-го юношеского до 2-го
спортивного разряда присвоение осуществляется приказом директора Учреждения на
основании  «Представления на присвоение
разряда»  тренерского состава.
3.22.3.Присвоение 1-го спортивного
разряда и  разряда «Кандидат в мастера
спорта России»  утверждает Комитет по
физической культуре и спорту Администрации города Нягани по ходатайству
администрации Учреждения.
3.22.4.Звание «Мастер спорта России»
присваивает Государственный комитет Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму по представлению Комитета по физической культуре и
спорту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
3.23.Продолжительность обучения на этапах
многолетней подготовки, максимальный объем учебно – тренировочной работы.
3.24.Наполняемость учебных
групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники
безопасности в соответствии с образовательной программой.
3.25.При отсутствии в утвержденной образовательной
программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальном объеме
учебно-тренировочной нагрузки, Учреждение придерживается параметров,
приведенных в таблице № 2.
 
Примечания:
-      
Недельный режим
учебно – тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в
зависимости от специфики видов спорта, периода и задач подготовки.
-      
Общегодовой объём
учебно – тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки
(работы), начиная с учебно – тренировочного этапа подготовки свыше 2-х лет,
может быть сокращён не более, чем на 25 %.
-      
При объединении в
одну группу занимающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности,
разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных
разрядов.
3.26.Порядок и основания отчисления занимающихся
3.26.1.Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть
отчислены в случаях:
-      
ухудшения здоровья, на основании заключения врача;
-      
неосвоения занимающимся минимального объёма учебно –
тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом;
-      
прекращения занятий по  собственной инициативе;
-      
грубых и неоднократных нарушений Устава школы.
3.26.2.Отчисление
из Учреждения оформляется приказом Директора.
3.26.3.В случае
отчисления занимающегося на первых двух этапах подготовки администрация Учреждения
устанавливает срок для их замены, на последующих этапах – оплата труда тренера
– преподавателя снижается на установленный норматив (в % за одного
занимающегося), соответствующий этапу подготовки.
3.27.Система
оценок, её формы и порядок. 
Учреждение самостоятельно в выборе
системы и форм оценок занимающихся. Для анализа и корректировки Учреждением
своей деятельности используются следующие критерии:
3.27.1.Спортивно-оздоровительный этап:
-       Стабильность
состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий.
-       Динамика
индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.
-       Уровень освоения
основ гигиены и самоконтроля.
3.27.2.Этап начальной подготовки:
-       Стабильность
состава занимающихся.
-       Динамика
прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
-       Уровень освоения
основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.
3.27.3.Учебно-тренировочный этап:
-       Состояние
здоровья, уровень физического развития занимающихся.
-       Динамика уровня
подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
-       Освоение объемов
тренировочных нагрузок, предусмотренных программами видов спорта.
-       Освоение
теоретического раздела программы.
3.27.4.Этап спортивного
совершенствования:
-       Уровень общего и
специального физического развития и функционального состояния организма
занимающихся.
-       Динамика
спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и
всероссийских соревнованиях.
-       Выполнение
спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных
индивидуальным планом подготовки.
-       Зачисление
воспитанников Учреждения в училища олимпийского резерва и школы высшего
спортивного мастерства.
3.27.5.Этап высшего спортивного
мастерства:
-       Стабильность
успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях.
-       Достижение
результатов уровня сборных команд России. 
3.28.Организация учебно – тренировочного
процесса.
3.28.1.Учебно-тренировочные занятия в
отделениях по видам спорта Учреждения проводятся в соответствии с годовым
учебным планом, рассчитанным на 39 недель учебно-тренировочных занятий,
непосредственно в условиях Учреждения и дополнительно 6 недель – в условиях
оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам занимающихся
на период их активного отдыха. В каникулярное время спортивные школы могут
открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря
с круглосуточным или с дневным пребыванием.
3.28.2.По всем видам спорта для
проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-
преподавателя при необходимости могут привлекаться дополнительно
тренеры-преподаватели и другие специалисты в пределах количества часов
образовательной программы.
3.28.3.Для обеспечения круглогодичности
учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха
учащихся в период каникул организуются оздоровительно - спортивные лагеря.
Порядок привлечения работников Учреждения к работе в оздоровительно –
спортивных лагерях определяется в соответствии с Приложением 1 «Порядок и
условия привлечения педагогических и других работников для работы в
оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по
проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда», утвержденным
приказом Минобразования России от 29.03.1993 
№ 113. При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок
оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению мероприятия может
производиться  в соответствии с пунктом 8
указанного Приложения в том же порядке, как и при проведении туристских
походов.
3.28.4.Продолжительность одного учебно –
тренировочного занятия не может превышать: на этапах спортивно- оздоровительном
и начальной подготовки – 2-х академических 
часов, в учебно – тренировочных группах 
– 3-х академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных
занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю
(спортивного совершенствования  и высшего
спортивного мастерства)- 4-х академических часов, а при двухразовых занятиях в
день – 3-х академических часов.
3.28.5.Учреждение, для подготовки занимающихся
в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам
спорта, проводит учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к
муниципальным и региональным соревнованиям и до 18 дней к всероссийским и
международным соревнованиям.
3.28.6.Группы высшего спортивного
мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных
сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым
встречам, международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и
подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную
сборную команды, а также сборные команды города Москвы и Санкт - Петербурга и
до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд
Российской Федерации.
3.29.Режим занятий занимающихся
3.29.1.Содержание
учебно-тренировочного процесса определяется тренерами - преподавателями с
учетом примерных учебных программ по видам спорта, определяющих минимум
содержания, максимальный объем тренировочной работы, требования к уровню  подготовленности занимающихся,
рекомендованные государственным органом управления физической культурой и спортом.  
3.29.2.Расписание
учебно – тренировочных занятий утверждается администрацией Учреждения по
представлению тренера – преподавателя с учетом пожеланий родителей, возрастных
особенностей, установленных санитарно – гигиенических норм. Деятельность Учреждения
осуществляется  ежедневно, включая
выходные дни.
